Бронирование без комиссии! На связи 7 дней в неделю!

Чуфут-Кале и и Успенский монастырь

ВХОДНЫЕ ВОРОТАЧуфут-Кале – это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. Он располагается на востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами.

Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Археологические раскопки дают основание полагать, что город был построен в X – XI вв., после гибели соседнего Кыз-Кермена. По свидетельству арабского географа XIV В. Абульфеды, в XIII в. в Чуфут-Кале жили аланы – самое могущественное из позднесарматских племён иранского происхождения.

СРЕДНЯЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СТЕНА

Аланы стали проникать в Крым со II в. н.э., в III – IV вв. их было здесь уже значительное количество. Обосновавшись в горном Крыму, они приняли христианство. Занимались аланы земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. В случае опасности сельское население укрывалось за стенами крепости и тоже участвовало в её обороне.

ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬРанняя история Чуфут-Кале изучена недостаточно. Более ясной она становится с конца XIII в., когда войска бея Яшлавского из орд темника золотой орды Ногая захватили крепость. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале. В конце концов, они пошли на хитрость – инсценировали большую атаку, продолжая бить в барабаны, отдавать команды в течение нескольких суток. Выбрав момент, когда бдительность защитников притупилась, осаждающие пробили стену в уязвимом месте и ворвались в крепость. Мужчин-воинов нападавшие истребили, остальную часть населения обратили в рабство…

МАВЗОЛЕЙ ДЖАНЫКЕ ХАНЫМ - ДОЧЕРИ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ХАНА ТОХТАМЫША 1437 ГОД Захватив город, татары разместили в нём свой гарнизон и назвали его по-своему – Кырк-Ор (сорок укреплений). Дотатарское название города не установленно.

На рубеже XIV и XV, впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть города в свою укреплённую резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц, была надёжным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность.

ВХОДВ конце XV в. уже Менгли-Гирей (1467 – 1515 гг.) заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После её разгрома Крымское ханство заметно усилилось и значение Кырк-Ора как крепости упало. Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу – Бахчисарай, а старый город стал своеобразной цитаделью при Бахчисарае и местом заточения знатных пленников. Бедняков же, которые откупиться не могли, продавали в рабство в Кафе – главном центре работорговли на полуострове.

В конце XV в. в заточении на Кырк-Оре находился Литовский посол Лез, в 1648 г. – польский гетьман Потоцкий. Подобной же участи иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1752 г. здесь сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной, три года томился в застенках русский посол Василий Айтемиров (1692 – 1695 гг.), посланный в Крым для заключения мирного договора. Такая же участь постигла уже в XVII в. князя Ромодановского – видного политического деятеля при Петре I.


ПЕЩЕРЫ КРЁСТНОГО РВАСамые тяжкие испытания здесь выпали на долю воеводы Василия Борисовича Шерементьева, любимца царя Алексея Михайловича, взятого в плен в битве под Чудновом и тайного перевезённого в Бахчисарай. В своём письме к русскому царю, он писал:

"Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден".


Шерементьев просидел в темнице более двадцати лет, а вышедши из неё через полгода скончался.

КАРАИМСКИЕ КЕНАСЫС середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор, там остаются только караимы. Татары считали их евреями, и стали называть Кырк-Ор Чуфут-Кале, что означает "Еврейская крепость".

Караимы являются потомками древних тюркских племён, входивших в состав Хазарского каганата в VIII – X в. Они переняли от иудейской религии вероучение караимизма; отрицая талмуд, были последователями древнееврейской ветхозаветной библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово "караим" стало этнонимом – названием народности.


altКараимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и свой (караимский язык относится к к пчакской подгруппе тюркских языков). Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У наиболее зажиточных лавки находились в Бахчисарае.

После включения Крыма в состав России, караимы объявили себя её приверженцами. Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предоставило им ряд льгот, в том числе и возможность расселяться по всей территории России.

ГЛАВНЫЕ ВОРОТА КРЕПОСТИ

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали его плато с суровыми условиями бытия и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. Вот, что писал о мёртвом городе путеводитель конца XIX в.:

"Вряд ли ещё где найдётся город, который производил бы столь сильное подавляющее впечатление полным отсутствием жизни. А жизни здесь совсем нет – вымершие улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное отсутствие людей; только огромные плиты, по которым передвигается случайный посетитель этого покинутого города, говорят о том, что здесь когда-то жили, передвигались, страдали и наслаждались поколения людей…".

УСПЕНСКИЙ СКИТУспенский монастырь был основан в XV в., а после захвата Крыма турками здесь размещается резиденция митрополита. Сведения о монастыре часто встречаются в источниках XVI-XVII вв. В этот период здесь функционирует одна пещерная церковь Успения Богородицы и ряд сопутствующих помещений.


В 1783г. Крым стал частью Российской империи. Русские войска, расквартированные под Бахчисараем, расширили Успенскую пещерную церковь, бахчисарайский комендант полковник Тотович устроил иконостас, губернатор Каховский — царские двери, церковный староста Стефан Калига расширил лестницу, .ведущую к храму. Однако в 1789г. в Бахчисарае был возведен Николаевский собор, и священник перебрался туда, а Успенский храм был превращен в кладбищенскую часовню.


В середине XIX в. русское правительство начинает возрождать отдельные христианские объекты в Крыму.


15 августа 1850г. состоялось торжественное открытие Успенского скита.


Количество монахов в монастыре не было постоянным. Уже в конце XIX в. их насчитывалось здесь до 30 человек.


УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. РОСПИСЬ XIX ВЕКАК началу XX в. в монастыре функционировало пять храмов. Первый из них, в честь Успения Богоматери, был устроен в древней пещерной церкви монастыря. Пещерный храм Святого Марка, ниже Успенской церкви, появился в 1859г. на пожертвования симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храм Константина и Елены был построен под скалой в 1857г. на деньги Елизаветы Борковой.

Храм Георгия Победоносца в 1875 г. был воздвигнут на противоположной стороне оврага. Его ктитором выступил генерал Петровский. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, был построен в 1896г. в память об архиепископе Иннокентии на средней площадке скита.


Кроме храмов, на территории монастыря был еще ряд сооружений: в 1862г. на средней площадке находились дом настоятеля и двухъярусный трапезный корпус. Там размещались трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. Для остальных обитателей были высечены 16 келий в скале и две построены под скалой. Для приема посетителей в 1867г. выстроили два двухэтажных дома. При въезде из города в монастырь были устроены ворота и две кельи. На территории монастыря сооружены фонтан и бассейн, проложена новая дорога в Бахчисарай, вырублена в скале лестница из 84 ступеней, ведущая на монастырское плато.


В 1920 г. монастырь был закрыт.

ВХОДНЫЕ ВОРОТА ВХОД
alt

МАВЗОЛЕЙ ДЖАНЫКЕ ХАНЫМ - ДОЧЕРИ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ХАНА ТОХТАМЫША 1437 ГОД СРЕДНЯЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СТЕНА
ПЕЩЕРЫ КРЁСТНОГО РВА
Мавзолей Джаныке Ханым -
дочери золотоордынского
хана Тохтамыша 1437 год
Средняя оборонительная стена Пещеры крёстного рва
КАРАИМСКИЕ КЕНАСЫ
КАРАИМСКИЕ КЕНАСЫ (ВИД ВНУТРИ)
ГЛАВНЫЕ ВОРОТА КРЕПОСТИ
Караимские кенасы Караимские кенасы
(вид внутри)
Главные ворота крепости
УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ УСПЕНСКИЙ СКИТ
Успенский монастырь Главная площадь Успенский скит
УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ВИД  НА БЫВШУЮ ДЕРЕВНЮ МАРИАМПОЛЬ
ВХОД В БЫВШУЮ КЕЛЬЮ
Успенский монастырь Вид на бывшую деревню Мариамполь Вход в бывшую келью
alt УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. РОСПИСЬ XIX ВЕКА
УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Успенский монастырь.
Роспись XIX века
Успенский монастырь
alt

КЕЛЬИ ДО РЕСТАВРАЦИИ
Караимское кладбище
Кельи до реставрации

Наш телефон:

+7 978 888-96-48

+7 978 599-40-99

Электронная почта:

office@crimea-vip.com